Szasz-Fabian Jozsef / Shutterstock.com |
Изменения, касающиеся декриминализации побоев, вносились в уголовное и административное законодательство с 2016 года. Так, с 15 июля 2016 года побои не считались преступлением, за исключением случаев, когда они нанесены из хулиганских побуждений, по экстремистским мотивам либо в отношении близких лиц. В прошлом году и это положение было скорректировано – с 7 февраля 2017 года побои в отношении близких лиц больше не считаются преступлением. В итоге сегодня, если побои причинили потерпевшему физическую боль, но не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то есть не совершены из хулиганских побуждений или по мотивам ненависти или вражды различного рода, нарушителя ждет только административная ответственность (ст. 6.1.1 КоАП, ст. 116 Уголовного кодекса). Отметим, что такая корректировка законодательства воспринималась в обществе неоднозначно и нередко подвергалась осуждению. Так, в 2016 году против декриминализации побоев выступил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а в прошлом году 62% респондентов из числа читателей портала ГАРАНТ.РУ высказались против идеи декриминализации побоев в отношении близких лиц. Сегодня, несмотря на то, что новое законодательство действует уже больше года, некоторые эксперты предлагают снова его изменить в целях борьбы с бытовым насилием.
Так, общественники считают необходимым исключить штрафы как вид наказания за домашние побои, эта идея была высказана в ходе круглого стола в ОП РФ, прошедшего вчера. «При выплате штрафов страдает, как правило, семейный бюджет. Таким образом, за содеянное расплачивается в том числе и пострадавший член семьи», – приводят аргумент члены ОП РФ в проекте рекомендаций по итогам круглого стола (имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ). С этой инициативой согласен заместитель начальника управления защиты прав человека в уголовном судопроизводстве Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Виктор Немченков. Он добавил, что средства в семье требуются в том числе на воспитание детей, и они не должны направляться на штрафы. Напомним, что размер штрафа за побои составляет сегодня от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (абз. 2 ст. 6.1.1 КоАП РФ). Альтернативы штрафу – административный арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.
Однако, как отмечают общественники, борьба с бытовым насилием не должна ограничиваться точечными мерами, поскольку, по их данным, побои остаются самым распространенным правонарушением в семье. «Порядка 36 тыс. женщин ежедневно терпят побои от своих мужей», – приводят они данные в проекте рекомендаций. Правда, как признали участники мероприятия, точные статистические данные найти практически невозможно. Как обратила внимание Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова, объективной статистики по побоям быть в принципе не может, поскольку нельзя посчитать тех, кто обращается в полицию, но дело не доходит до суда. Она добавила, что от побоев в семье страдают как женщины, так и мужчины.
Одна из возможных мер борьбы с побоями – их профилактика, причем Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева выступила за принятие отдельного федерального закона о профилактике семейного насилия. По ее оценке, соответствующую работу должны осуществлять органы соцзащиты. Обратим внимание, что подобные инициативы уже обсуждались несколько лет назад, в том числе высказывалось мнение, что они предполагают чрезмерное вмешательство государства в семейные дела. Аналогичного мнения некоторые эксперты придерживаются и сегодня, например, его разделяет координатор кампаний международной платформы CitizenGO Александра Машкова. По ее словам, в настоящее время острой проблемой является не насилие в семье, а преждевременное вмешательство в нее под видом профилактики, когда членов семьи, еще ничего не совершивших, уже подозревают в возможном совершении преступления.
Другие эксперты считают, что побои нужно снова сделать только уголовно-наказуемым деянием, то есть отменить их декриминализацию. Один из часто высказываемых аргументов – наказывать за побои по измененному законодательству стали чаще. Общественники приводят данные судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласно которым в 2015 году из 59,5 тыс. граждан, представших перед судом за побои, были осуждены почти 16,2 тыс. А за первое полугодие 2017 года, когда начало действовать новое законодательство, судьи рассмотрели 72,3 тыс. протоколов, к наказанию привлекли 51,7 тыс. человек. Эксперты приводят и другие аргументы: так, руководитель отдела аналитического обеспечения управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета РФ Виктор Свечинов указал, что комитет был в свое время против декриминализации побоев, поскольку большинство зафиксированных ими детских смертей связано именно с домашним насилием. Юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин добавил к этому, что декриминализация побоев – немотивированное решение, в действительности принятое для разгрузки судов.
В то же время есть и сторонники декриминализации, причем, что интересно, они опираются на аргументы своих оппонентов. В частности, считают, что рост обращений свидетельствует как раз о том, что новое законодательство лучше защищает от насилия, поскольку жертвы не боятся обращаться в полицию. К тому же, если в качестве наказания будет назначен административный арест, агрессора изолируют от потерпевшего. В разгрузке судов также можно усмотреть положительный момент – судьи не тратят время на оформление уголовного дела, только рассматривают полицейский протокол и проверяют факты, значит, делают выводы эксперты, наказать нанесшего побои стало проще, а санкция становится неотвратимой. Кроме того, отмечается, что если нарушителя привлекут за побои по КоАП РФ, ему не грозит судимость – негативное последствие привлечения к уголовной ответственности.
Как именно изменится законодательство о побоях и изменится ли вообще, пока неясно. Вероятно, это связано в том числе со спецификой правового регулирования – отношения внутри семьи, очевидно, не должны определяться законом, а введение обязательных профилактических мер, если соглашаться с некоторыми экспертами, предполагает именно вмешательство в семью. В любом случае пока конкретных предложений по изменению законодательства нет, и вопрос о борьбе с семейным насилием представляет собой скорее затянувшуюся дискуссию.