Одной из важнейших задач в данной сфере в текущем году является разработка документа, охватывающего все уровни образования, – отраслевой стратегии развития образования, и эта работа уже начата, сообщила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева 14 марта на расширенном заседании коллегии министерства, посвященного подведению итогов его деятельности в 2017 году и обнародованию задач на 2018 год. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.
Кроме того, продолжится реализация пяти приоритетных проектов:
Помимо этого, по словам министра, государственная программа «Развитие образование» (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Отметим, что уже сейчас указанная госпрограмма содержит три новых ведомственных проекта (разработанных Минобрнауки России), не предусмотренных ее предыдущей редакцией: по обеспечению условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах (как на уроках физкультуры, так и во внеурочное время), популяризации олимпиадного движения по общеобразовательным предметам и созданию специального информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов «Поступай правильно».
Рассмотрим, реализация каких конкретно мероприятий в рамках всех перечисленных выше проектов запланирована на каждом уровне образования.
Предоставят ли родителю налоговый вычет на образование, если ребенок платно обучается в дошкольной образовательной организации? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
В текущем году число детей в возрасте от трех до семи лет, обеспеченных доступным и качественным образованием, планируется довести до 100% во всех регионах страны. Данный показатель уже достигнут в 72 субъектах РФ, в шести регионах он составляет 95-99% и лишь в семи – менее 95%. Хуже обстоят дела с доступностью дошкольных учреждений для детей от двух месяцев до трех лет: только 79,8% малышей обеспечены местами в них. Исправить ситуацию призван ведомственный проект по содействию регионам в создании дополнительных мест для детей до трех лет, в 2018 году на него выделено 24,5 млрд руб. Согласно предусмотренным проектом срокам к 2021 году на каждого ребенка до трех лет будет приходиться одно место в яслях.
Еще одна задача на этом уровне – обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования во всех дошкольных образовательных организациях.
Как отметила Ольга Васильева, обеспечение современных условий обучения в школах включает в себя не только создание новых мест в образовательных организациях (за счет строительства новых школ или выкупа и перепрофилирования под них иных зданий, а также проведения капитального ремонта и создания надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения), но и ликвидацию многосменного обучения. На сегодняшний день в ряде регионов сохраняется практика обучения в две и даже в три смены, полностью ликвидировать ее удастся, по словам министра, только к 2025 году – к этому времени предполагается создать около 6,5 млн новых мест в школах. Нельзя не отметить, что для выполнения этого плана темпы введения в эксплуатацию новых школьных площадей нужно ускорить, так как в прошлом году было создано всего 56 888 новых мест.
Важной задачей является систематическое обновление содержания общего образования путем модернизации ФГОС, а также изменение подходов к формированию федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, а именно: более серьезный контроль за содержанием все возрастающего количества учебников. Так, например, президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая уверена в необходимости создания концепции единого учебника русского языка (по аналогии с единым учебником истории), поскольку в настоящее время в перечень включены 80 учебников по русскому языку и литературе.
Также в текущем году будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Ольга Васильева напомнила, что в настоящее время уже утверждены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшее время, по словам министра, будут утверждены концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. Кроме того, в течение года предполагается разработать и утвердить предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.
Особое внимание по-прежнему будет уделяться оценке качества общего образования. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что в прошлом году была создана единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений, включающая в себя итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования и участие России в международных исследованиях. В текущем году увеличится охват ВПР: если в прошлом году в них приняли участие более 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов, то в этом году проверка затронет еще и шестиклассников (приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования«). Учеников 9-х классов ждет новое испытание – устное собеседование по русскому языку. В апреле текущего года все регионы России примут участие в его апробации, обязательным же оно станет с 2019 года. ЕГЭ, по словам руководителя Рособрнадзора, в этом году содержательно не изменится. Со следующего же учебного года все задания в рамках экзамена по информатике будут выполняться на компьютере (исключаются задания «на листочках»), а китайский язык станет пятым иностранным языком, который можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору (сейчас выпускники могут выбрать экзамен по английскому, испанскому, немецкому или французскому языкам).
Помимо знаний учеников, оценке подлежит и компетентность учителей. В прошлом году 4,5 тыс. педагогов из 13 регионов приняли участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, разработанной Московским педагогическим государственным университетом. Каждому учителю были направлены результаты оценки с указанием на то, какие вопросы и темы ему следует внимательнее изучить, и необходимые для этого методические рекомендации. В следующем году планируется внедрить такую оценку по всем предметам, но ее результаты, по словам Сергея Кравцова, не могут являться основанием для каких-либо административных решений в отношении учителя, например о его увольнении.
Важно, что применяемый с прошлого года в контрольной деятельности Рособрнадзора риск-ориентированный подход уже позволил сократить число годовых проверок школ на треть. Как сообщил руководитель ведомства, в 2018 году будут проверяться в первую очередь образовательные организации, не объективно проводившие предметные олимпиады и награждавшие медалями своих выпускников.
Продолжится работа по формированию федеральной сети детских технопарков «Кванториум» – планируется создание еще как минимум семи единиц. На сегодняшний день в 51 технопарке на территории 39 регионов на бесплатной основе постоянно обучаются 45 тыс. детей, а более 400 тыс. – активно вовлечены в их деятельность. Кроме того, предполагается создать не менее 31 регионального модельного центра дополнительного образования – данные учреждения призваны осуществлять организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сейчас они функционируют в девяти субъектах РФ, и в этих же регионах применяется персонифицированное финансирование: 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.
Отдельным направлением дополнительного образования является отдых и оздоровление детей. Напомним, именно Минобрнауки России теперь координирует деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444). В прошлом году организованными формами отдыха были охвачены почти 6,6 млн детей. Однако нельзя не отметить, что абсолютное большинство организаций отдыха – 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием, которые, по мнению экспертов, не обеспечивают полноценного отдыха (всего в 2017 году на территории России функционировали 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей, из них стационарных – 2357, санаторно-оздоровительных – 609, лагерей труда и отдыха – 4718, палаточных лагерей – 2150). Поэтому Минобрнауки России выступает за создание новых лагерей, особенно стационарных, но только при условии их соответствия всем нормативным требованиям, отметила Ольга Васильева.
Важно, что практически в каждом регионе сформированы реестры учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в которых содержатся сведения об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и др.).
Кроме того, уже во время летней оздоровительной кампании этого года с детьми будут работать профессиональные вожатые – в 11 вузах сейчас идет подготовка по образовательному модулю «Основы вожатской деятельности».
Одна из основных задач на этом уровне – разработать примерные основные образовательные программы с учетом потребностей работодателей и международных требований и сформировать сеть образовательных организаций с условиями (материально-технической и учебно-методической базой) для реализации программ СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Напомним, в прошлом году в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся в учреждениях профессионального образования началась апробация демонстрационного экзамена, предусматривающего проверку умений и навыков выпускников путем моделирования реальных производственных условии. Успешно сдавшие его лица получают документ, подтверждающий уровень их профессиональной компетенции в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport)1. Сведения о выданных паспортах компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов и могут использоваться для подбора персонала предприятиями-работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена. При этом представители предприятий могут присутствовать непосредственно при проведении экзамена.
В то же время эксперты отмечают, что до повсеместного внедрения демонстрационного экзамена – разработка макетов контрольно-измерительных материалов для его проведения включена в планы Минобрнауки России на текущий год – необходимо закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в нормативных актах.
Для того чтобы подготовить специалистов в соответствии с указанными стандартами и провести экзамен, необходимы современное оборудование и расходные материалы, поэтому для модернизации материально-технической базы профессиональным образовательным организациям планируется оказывать государственную поддержку. Кроме того, в ходе состоявшегося 6 марта в Екатеринбурге совещания по вопросу развития системы среднего профессионального образования Президент РФ Владимир Путин анонсировал возможность создания в ближайшее время на территории всей страны центров опережающей профессиональной подготовки, на базе которых будет осуществляться обучение студентов и переподготовка преподавателей, а также повышение квалификации уже работающих специалистов. Отметим, что подготовка кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, входящих в так называемый ТОП-50, ведется сейчас на базе межрегиональных центров компетенций, созданных в семи субъектах РФ.
На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов, и формирование опорных университетов, а также центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сейчас статус таких центров имеет 51 университет в 39 субъектах РФ, но Минобрнауки России рассчитывает, что в ближайшее время они будут созданы в каждом регионе.
При этом важно отметить, что этап массовых проверок вузов завершен – по итогам проведенных Рособрнадзором за четыре предыдущих года контрольно-надзорных мероприятий количество аккредитованных вузов сократилось более чем в два раза (с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017), а количество филиалов негосударственных вузов – более чем в девять (с 523 до 56). Теперь, по словам руководителя ведомства, планируется распространить на аккредитацию вузов подход, реализуемый при аккредитации школ, – проверять не формальные показатели деятельности, а уровень знаний обучающихся.
Эксперты в сфере образования полагают, что в совершенствовании нуждается и сфера целевого обучения, и, как сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, правительственный законопроект2, которым предусмотрено, в частности, законодательное закрепление обязанности целевика освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, и устроиться по окончании обучения на работу в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока, может быть принят в рамках текущей весенней сессии.
Помимо всего прочего, вузы являются основной платформой формирования современной цифровой образовательной среды. Так, в прошлом году был введен в опытную эксплуатацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru) – на момент публикации материала на портале представлены 470 курсов, сформированных 15-ю образовательными платформами. Предполагается, что к 2025 году обучение на онлайн-курсах пройдут около 11 млн человек.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает ведомственный проект «Равные возможности», направленный на развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью и предполагающий оказание им помощи как во время обучения, так и при трудоустройстве. Также министерство отмечает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ на всех уровнях образования (сейчас они применяются только на уровне начального общего образования) и увеличения количества детских садов, школ и вузов, способных принять на обучение таких детей. Отметим, что уже в этом году начнется работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.
Еще одна особая категория обучающихся – иностранные граждане. Для того чтобы увеличить количество иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, особенно на очном отделении, предлагается оптимизировать условия их пребывания в России, в том числе в рамках реализуемого межпрограммного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Уже в этом году планируемый объем внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, должен составить более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.
В заключение стоит отметить, что качество образования зависит не только от педагогического коллектива и уровня знаний детей, но и от реализуемой региональными министерствами образовательной политики. Поэтому начиная с прошлого года оценке подлежит эффективность управления образованием на региональном уровне, правда, какие последствия повлечет признание работы министерства образования конкретного субъекта РФ неэффективной, пока непонятно.